Даниліна Елла Миколаївна,вчитель трудового навчання,технології,креслення Української загальноосвітньої школи І-ІІІступенів № 13 Селидівської міської ради Донецької області

Шукати в цьому блозі

Разработка урока по теме: "Вышивка шелковыми лентами. Технология вышивания розы"


Тема урока: Вышивка атласными лентами  как вид декоративно-прикладного искусства. Технология вышивания розы.
Цели урока:
  1.  Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися основных понятий о вышивке атласными лентами как виде декоративно-прикладного искусства, ее особенностях, элементах, материалах и инструментах, безопасной работе с ними при выполнении вышивки.
  2. Воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность, трудолюбие.
  3. Развивать пространственное воображение и художественное мышление, творческие способности учащихся, умение проектировать, обобщать и делать выводы.
Оборудование:  
  • компьютер, образцы готовых изделий и проектной документации, таблицы, карточки-задания, журналы с иллюстрациями,демонстрационный стенд, трафареты-заготовки для выполнения практического задания.
Инструменты и материалы:  
  • атласные ленты, нитки, иголки, ножницы, пяльцы, ткань для вышивания.
Ход урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
*Сегодня мы с вами начинаем новый раздел нашей программы «Технология вышивания изделий», который рассчитан на 10 часов. При составлении плана работы по этой теме, я вспомнила, с каким любопытством и интересом вы рассматривали работы старшеклассников, выполненных в технике вышивания лентами, расспрашивали меня: «А как это выполняется?»,- что я решила первую половину раздела посвятить вышивке лентами. Мы изучим с вами самые простые техники вышивания, а кому этот вид рукоделия придется по душе, вы можете глубже познакомиться с ним, выполнив проектную работу по данной теме, проектируя самостоятельно изделия.
*Проводится демонстрация готовых работ учащихся школы.
ІІІ.Изучение нового материала.
1.Сообщается тема и цель урока. (учащиеся записывают тему в рабочую тетрадь)
2.Понятие о вышивании атласными лентами.
  Вышивка атласными лентами считается одним из необычных видов декоративно-прикладного искусства. Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. У нас тоже сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами.
3.Особенность техники вышивания атласными лентами.
  *Для того чтобы определить особенность техники вышивания лентами, вам необходимо прочитать предложенный в инструкционных картах текст.
  * Девочки читают.
  Особенность этой техники вышивания в том, что она придает рисунку объемность. Изучив технику выполнения различных видов швов, вы без труда сможете повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик. С помощью оригинального объемного рисунка или банта вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский рюкзачок, и дамскую вечернюю сумочку.
*После этого учащиеся дают ответы, а учитель на доске составляет схему «Особенность техники вышивания лентами».Учащиеся записывают в рабочую тетрадь.
4.История возникновения вышивания атласными лентами.
  * Ученица зачитывает сообщение об истории возникновения вышивки лентами, сопровождая его слайдами на компьютере.
  С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.
  Но только веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства шелковой нити.
  В 1446 году будущий король Людовик пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1550 году в нем было уже 50 тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе и дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, в Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят – для производства позументных изделий. В начале века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.
  Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.
  Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становится все более роскошным и утонченным.С помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.
  Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах. После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение.
5.Виды изделий, в которых используется вышивка лентами.
*Проводится демонстрация слайдов на компьютере «Виды изделий».
6.Основные техники вышивания.
*Проводится демонстрация слайдов на компьютере «Основные техники вышивания»
7.Материалы и инструменты для работы.
*Учащимся предлагается выполнить задание по группам.
  Задание. У вас на столах лежит комплект карточек, на которых изображены различные виды инструментов и материалов для работы – выберите из них, те, которые будут использоваться для вышивания. При чем первая группа выбирает материалы для работы, а вторая – инструменты.
Ответы учащихся обобщаются.
  Для основы при вышивке шелковой лентой можно использовать самые разнообразные ткани. Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка. Можно использовать обычную канву АИДА. Красота вышивки в большей части зависит от гармоничного сочетания ткани и ленты.
  В невероятном разнообразии имеющихся в настоящее время в продаже лент и тесьмы выделяют две основные группы: ленты, которые можно стирать, и декоративные ленты. Традиционно для вышивания используют шелковые, атласные и муаровые ленты шириной от 3 до 10 мм, их можно купить в специализированных магазинах. Ленты, используемые в вышивке должны быть прочными, малорастяжимыми и достаточно тонкими. Им должен быть присущ характерный шелковый блеск. Особое внимание необходимо уделить окраске лент: окраска должна быть стойкой, особенно если изделие будет стираться.
  Обращайте внимание на номер иглы, используемой при вышивании. Лента должна легко проходить в отверстие, сделанное иглой, и полностью расправляться после выполнения шва. Правильно подобранные иглы позволят сделать вышивку объемной и полностью показать всю красоту используемых лент.
  Для того чтобы ткань была хорошо натянута используют обычные круглые пяльцы.
  Дополнительно вам понадобится портновские булавки, мелки, карандаши, маленькие ножницы, наперсток, линейка, сантиметровая лента.
  Для украшения можно использовать бисер, бусинки, пайетки.
  8. Правила техники безопасности при выполнении работ по вышиванию. Работа с инструкциями по технике безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами.
Повторение правил техники безопасности проходит в форме беседы «Передай слово другому»
9.Вышивание розы – один из самых несложных элементов вышивания лентами.
  *Демонстрация слайдов на компьютере.
  Роза известна всем как царица цветов. Безусловно, это самый знаменитый и изысканный цветок. Традиционно с помощью роз разного цвета передают различные послания. Чаще всего это приятные и романтические послания, но бывают и неприятные, и противоречивые. Поэтому нужно очень внимательно выбирать букет роз для подарка.
  *Желтая роза- знак исчезающей любви или ревности.
  Махровая роза – знак гордости.
  Красная роза – безусловная посланница любви.
  Белая роза – символ чистоты и невинности.
  Из ленты очень легко можно выполнить розы, которые являются прекрасным украшением свадебного платья, упаковки утонченного подарка, праздничного стола. Розы можно делать объемными, а можно вышить на ткани. Вот сейчас мы и приступим к вышиванию розы.
V.Практическая работа.
1. Работа проводится по группам. Каждая группа получает задание:
• Группа «Ленточка» получает задание – разработать композицию для декоративного панно.
• Группа «Узелок» получает задание – разработать композицию для декоративной крышки на коробку для рукоделия.
• Группа «Розочка» получает задание – разработать композицию для диванной подушки.
• Композиции составляются на трафаретах для предлагаемых изделий из вышитых девочками за урок розочек при помощи портновских булавок.
2. Для того чтобы вспомнить, что влияет на составление композиции изделия, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД



ОТВЕТЫ на КРОССВОРД

3.Проверка выполненной работы и обобщение ответов учащихся.

  4.Инструктаж к проведению практической работы.
 *Изучение последовательности выполнения работы по инструкционным картам. Учитель демонстрирует приемы работы. Проходит демонстрация слайдов на компьютере «технология выполнения розы».
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 1







ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 2
Технология закрепления нити в конце работы




ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 3
Технология вышивания розы атласной лентой


ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 4
Технология вышивания листа швом «петля вприкреп»



ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА № 5

VІ.Итог урока.Рефлексия
1.Заключительное слово учителя.
  2.Выставление оценок.
3. Домашнее задание: изучить конспект, подготовить материал для работы, разработать дома композицию своего будущего изделия.
4. В заключении урока выполните еще одно задание.
*У вас на столах лежат карточки с изображением «Пухнастика» в различных настроениях.




 Выберите того « пухнастика», ближе к которому у вас сейчас настроение

Немає коментарів:

Дописати коментар